Суббота, 26.05.2018, 01:39
Приветствую Вас, Незнакомец | RSS




О литературе и не только...

Статьи, материалы (* - авторский материал)

Главная » Статьи » Уроки литературы » Литература 10 класс

* Схема анализа лирического произведения

В материале приведена возможная схема анализа лирического произведения (12 пунктов) и пояснения по работе с ней.

План анализа лирического произведения:

  1. Название автор стихотворения.
  2. Кем и когда написано стихотворение.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
  4. Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
  5. Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
  6. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  7. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  8. Кто лирический герой, каково его настроение.
  9. Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
  10. Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
  11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
  12. Идея стихотворения.

 

 

Советы по работе со стихотворением:

- прочитай внимательно стихотворение (лучше вслух);

- ответь на вопросы: о чем стихотворение (что хотел сказать автор)?

- какие чувства стихотворение вызвало?

- прочитай стихотворение еще раз, проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об образах-антиподах);

- подумай, для чего автор написал стихотворение именно так? В чем роль каждого элемента, тропа?

 

После этого приступай к работе по схеме.

- запиши сведения пунктов 1-3 – это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе произведения;

- если самостоятельного названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый стих (первая строка) стихотворения с многоточием;

- выдели те пункты, которые связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений этого автора, других поэтов;

- анализ может быть сделан в виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.

 

ВАЖНО помнить, что анализ нужен не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно передать свои суждения о нем.

Категория: Литература 10 класс | Добавил: dovod9 (18.01.2013)
Просмотров: 17877 | Комментарии: 3 | Теги: урок, методика литература, литература | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 3
3  
Оксана Владимировна, а анализ на дому делать, или готовиться для него в классе?

1  
Оксана Владимировна, а это та схема, которую вы нам диктовали на уроке? Можно всегда задания по ней теперь делать и не переписывать в свою тетрадь? smile

2  
Катя, схема та, которую я разъясняла. В качестве помощи для домашнего задания эта подойдет. Но переписать в тетрадь нужно - что будешь делать, когда мы со схемой будем работать на уроке?..

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта




Форма входа
Поиск
Наш опрос
Какую книгу Вы читаете сейчас?
Всего ответов: 588
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0