Воскресенье, 16.12.2018, 16:13
Приветствую Вас, Незнакомец | RSS




О литературе и не только...

Статьи, материалы (* - авторский материал)

Главная » Статьи » Публицистика » Образование

* О.В. Дрябина. Создавать и сохранять, или Какая она, современная школа?

Дрябина Оксана Владимировна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО № 1409

Создавать и сохранять, или Какая она, современная школа?

 Школа… Это слово вызывает у каждого человека целый ряд ассоциаций. Школа жизни. Система приемов изучения чего-либо. Научная школа. Но самая частая ассоциация, конечно же, — школа общеобразовательная: ведь все мы когда-то сидели за партами, да и сегодня одни из нас являются родителями или родственниками учеников, а другие — сами работают в школах. И память легко напоминает кадры из любимых с детства фильмов «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Первоклассница» и многих, многих других… Об этой самой обычной школе я и хотела бы поговорить.

Какие предметы (не школьные дисциплины, а именно предметы — «вещи преимущественно бытового обихода», как определяет их словарь) при этом представляются? Мел, зеленая доска, парта, класс, учитель, ученики… Достаточно ли этого, чтобы появилась школа? «Разумеется, да», — ответит тот, кто бывает в сегодняшней школе разве что на встречах выпускников, да и тогда дальше актового зала не проходит. «Разумеется, нет!» — воскликнут остальные. Сегодня одного этого для осуществления образовательной деятельности явно недостаточно. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок получил все те возможности, которые может предоставить день сегодняшний. Давайте разберемся, какая же она — по-настоящему современная школа?

Не стану говорить о школе «среднестатистической» — некоей общей, а приведу в качестве примера совершенно реальную московскую школу, в которой я сама работаю уже третий год — Государственное бюджетное образовательное учреждение центр образования № 1409. Признаюсь: до знакомства с ней я и сама была во власти неких мифов.

Миф № 1. «По-настоящему хорошие учителя работают только в отдельных, избранных школах…» Рядом со мной работают замечательные специалисты, люди, по-настоящему любящие свое дело, небезразличные, профессионалы высокого уровня, ищущие и находящие новые формы преподавания. Вот пример: помимо того, что они практикующие учителя и ежедневно ведут уроки, определенные программой, многие из моих коллег уже освоили (или успешно осваивают) технологии записи урока на видео и размещения их на электронных ресурсах. Плюсы такого способа очевидны: подобную запись могут в любое время просмотреть ученики, которые не совсем разобрались с материалом; так решается проблема пропущенного по болезни занятия; урок могут посмотреть и родители… Впрочем, перечень этот можно легко продолжить. Есть и менее очевидные, но не менее значимые плюсы такой системы — урок, записанный, к примеру, моим московским коллегой, можно посмотреть, находясь в любой точке мира. А значит, любой школьник получает возможность побывать (пусть и виртуально) на уроках по-настоящему хороших учителей!

Миф № 2. «Успешно заниматься можно только с новыми учебниками, которые к тому же нужно постоянно обновлять». В нашем Центре образования уже несколько лет проходит эксперимент по внедрению для изучения отдельных предметов «девайса» — электронного учебника. Ребята с удовольствием его осваивают, что не удивительно, ведь возможностей такой инструмент представляет неисчислимо больше, чем учебник традиционный. Это и включение интерактивных элементов для каждого ученика, и более тонкие варианты контроля знаний учащихся, и использование разноуровневых заданий и многое другое. Да, пока «девайс» находится в режиме тестирования и только в ряде школ, однако возьму на себя смелость утверждать, что уже сейчас можно говорить об успешности такого эксперимента. Более того, на своих уроках литературы я позволяю школьникам использовать для работы по анализу текста электронные книги и планшетные компьютеры. Конечно, электронная книга никогда не сможет в полной мере заменить собой бумажную, но есть формы работы, при которых современные аналоги могут нам существенно помочь. Простейший пример: быстрый поиск нужного эпизода текста в таком устройстве во многом ускоряет работу в классе.

Миф № 3. «Проблемы школы касаются не очень большой части нашего общества…» Вот этот миф у человека, попавшего в сегодняшнюю школу, развеивается в первую очередь. Ведь она — школа — давно перестала быть только местом, «куда можно отвести своего ребенка на несколько часов в день». Сегодня — это центр единения людей разных поколений, различных социальных сфер. Кто в той или иной мере связан с работой школ? Строители и врачи, сотрудники администрации и полицейские, экономисты, библиотекари, работники пищевой сферы, книгоиздатели, промышленники и т.д, и т.д., и т.д. Заметьте, все они не только представители родительской общественности, но и социальные и деловые партнеры образовательных учреждений.

Современная школа — не только модель общества (этим она являлась всегда), сегодня это еще и его «передовая». Та самая «линия фронта», на которой социальные проблемы обостряются, но и решаются более результативно. Делает ли это школу как сообщество в чем-то беззащитной? Отчасти, да. Становятся ли школы от этого в какой-то степени бессильными? Однозначно — нет! Сегодня при многих школах созданы Управляющие советы — административно-преподавательски-родительски-детские (простите за столь непривычное слово, но в нем предельно важна каждая часть) сообщества абсолютно всех участников процесса обучения. Именно такой Совет уполномочен определять не только магистральные вопросы развития той или иной школы, но и многие, казалось бы, частные вопросы. В качестве примера приведу одно из последних решений ученической Думы нашего Центра образования: касается оно внешнего вида школьника. Поверьте, требования самих учеников оказались значительно более строгими и решительными, чем предлагали учителя и родители…

На главной странице сайта нашего Центра образования № 1409 первая фраза говорит о том, что школа стала «центром притяжения Ходынского поля». И это на самом деле так! Я уверена: под этими словами могли бы подписаться учителя многих образовательных учреждений Москвы. Да и не только Москвы. И очень хорошо, что подобное изменение роли средних учебных заведений регулярно и все более убедительно подкрепляется различными законодательными инициативами.

Можно ли сказать, что в современной школе на сегодняшний день решены все проблемы? Конечно, нет (мне вообще кажется, что проблем не возникает там, где ничего не делается). Но когда-то меня буквально потрясло понимание обыденной, казалось бы, истины. Мои сегодняшние выпускные 11 классы пришли в школу в 2000 году. Нынешние первоклассники станут выпускниками в 2022-м… Школа — это тот социальный институт, где на самом деле (не по-книжному) встречаются настоящее и будущее. Она не может себе позволить не идти в ногу со временем, не откликаться на изменяющиеся требования общества.

«А что же мел, зеленая доска, парта, которые были всегда, они-то рядом с этими современными технологиями не теряются?» — спросит недоверчивый читатель. Разумеется, нет. Ведь именно школа должна стоять на страже традиционных ценностей, которые никак нельзя потерять в стремлении к новому… Практически в каждом классе и сегодня есть та самая, привычная для нас с детства, доска с мелом, и на ней, несмотря на все инновационные технологии, на уроках непременно работают. Процесс обучения станет невозможным, если ученик — самостоятельно и вдумчиво — не определит скорость для того самого поезда, который должен встретиться со встречным составом, выехав из пункта «А» в пункт «В». От того, что при этом в условии задачи фигурирует, например, скоростной «Сапсан», а время, за которое он пребывает из Москвы в Санкт-Петербург или Нижний Новгород кажется, по меркам предыдущих веков, фантастическим, законы математики не изменятся, как и принцип освоения любого материала.

Сохранять всё лучшее, что наработано прошлым, и умело использовать возможности, щедро предлагаемые инновационными технологиями — только так возможно сохранять и приращивать национальные достижения. Только так можно воспитать настоящего Человека, Гражданина, Патриота. И пусть кому-то слова эти покажутся высокопарными, но Школа — это место, где патетика подкрепляется работой. Ежедневной напряженной работой многих людей, профессия которых называется очень гордо — Учитель.

Категория: Образование | Добавил: dovod9 (20.03.2012)
Просмотров: 1939 | Комментарии: 1 | Теги: О.В. Дрябина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта




Форма входа
Поиск
Наш опрос
Какую книгу Вы читаете сейчас?
Всего ответов: 588
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0