Воскресенье, 16.12.2018, 16:28
Приветствую Вас, Незнакомец | RSS




О литературе и не только...

Статьи, материалы (* - авторский материал)

Главная » Статьи » Публицистика » Образование

* О.В. Дрябина. Размышления у парадного закона...
Материал написан на основе выступления Оксаны Владимировны 29.08.2011 г. на Педагогическом совете Центра образования № 1409. В статью вошло обобщение выступлений всех участников заседания.

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ЗАКОНА

 Есть такой старый добрый анекдот: Мальчик, надкусив яблоко, спрашивает папу, почему то стало коричневым. Папа поясняет, что в яблоке много железа — Fe, а воздух обогащен кислородом, соединяясь, они образуют оксид железа, который имеет коричневый цвет. Мальчик: «Папа, а с кем ты только что разговаривал?». Вспоминается мне эта история теперь все чаще, стоит прочитать одну из многочисленных реплик обсуждений проводимых изменениях в сфере образования. «С кем вы разговариваете?  — читается между строк иных высказываний. — Это вообще дело исключительно юристов и депутатов. Ну как нам — учителям, врачам, водителям, продавцам, писателям и т.д. — понять законы, которые такие сложные? Это все написано специфическим языком, которого мы не знаем». Но так ли это?

Сегодня не только специализированные, но просто уважающие себя средства массовой информации обращаются к проблемам отечественного образования. Чаще всего это обсуждение системы новой оплаты труда (общепринятым стало аббревиатура НОТ) — оно и понятно, вопрос зарплаты волнует каждого члена педагогического сообщества. Мы — сегодняшние учителя, — видели немало реформ сферы образования, изменений и модернизаций различных ее областей, поэтому не все опасения можно назвать беспочвенными. Но думаю, не ошибусь, если скажу, что столь радикальные перемены происходят впервые. Странным в этой ситуации кажется то, что проходящие параллельно с введением НОТ обсуждения проекта «Закона об образовании РФ» появляется в СМИ значительно реже. Странно потому, что, если вдуматься и провести аналогию, то получается, что Проект закона такого уровня сродни изменению Конституции государства, тогда как новая система оплата труда лишь отдельный аспект этого.

У педагогического сообщества возникает немало вопросов и к самому тексту Проекта закона, и к его разработчикам, и к степени «удачности» выбора летнего периода для общественного обсуждения, но, нужно отдать должное — возможность предложить свои коррективы нам предоставлена. Воспользоваться гражданским правом, вникнуть не только в общую суть, но детально ознакомиться с текстом Проекта стало темой заседания педагогического совета московского ГБОУ ЦО №1409. Нужно сказать, что кому-то постороннему обсуждения Проекта закона, проводимое в рамках подготовки педсовета на кафедрах и в методических объединениях Центра образования, могли бы привести к предположению о досрочном выходе с каникул депутатов — очень уж горячо проходили иные споры. Может быть именно поэтому само обсуждение в ходе педагогического совета прошло по-деловому четко, с акцентированием лишь самых спорных, по мнению коллег-учителей, положений.

На что же мы обратили внимание?.. В полном объеме наши замечания и предложения переданы разработчикам, перечислю здесь только самые основные. Прежде всего, на наш взгляд, в расшифровке критериев нуждаются положения п. 1. ст. 50 о «высоком профессиональном уровне» и ст. 52 о повышении квалификации — не перечислены критерии, не конкретизирован необходимый объем обязательного повышения квалификации. Относительно п. 1. ст. 49, который предполагает «участие в разработке образовательных программ» — не совсем ясно, в каком объеме необходимо выделять для этого каждому учителю время, учитывая, что в Проекте закона достаточно подробно перечислены другие виды его деятельности. Возможно, как предположили коллеги, данное положение ст. 49 более соответствуют функционалу методистов, нежели преподавательского состава? Нам показалось, что в Проекте закона, например, в ст. 67, недостаточно четко прописаны обязанности образовательного учреждения по обеспечению необходимого уровня технического оснащения, а также подготовки кадрового состава. Ряд вопросов вызвала ст. 63, регламентирующая общие требования к учебному учреждению: учебная и производственная практика в нынешней редакции выглядят как единая форма, хотя из логики закона понятно, что речь идет о двух типах практик (п. 6. ст. 63). Излишним нам с коллегами показалось обязательство вносить информацию о текущем контроле в Устав организации (п. 9. ст. 63). В п. 12 той же статьи справедливо закрепляется запрет на физическое и всякое иное воздействие на обучающегося, с чем все единогласно согласились, однако не прописано данное положение в отношение остальных участников образовательного процесса.

Конечно, окажись во время обсуждения в зале представитель коллектива разработчиков Проекта закона, возможно, какие-то вопросы разрешились бы сразу. Но в каждое образовательное учреждение такого комментатора не пришлёшь. Ясно стало одно — в нынешнем виде текст требует корректировки либо дополнительных пояснений и комментариев.

В завершение еще один старый анекдот. Жена мужа пилит, мол, совсем семьей не занимаешься, детьми не интересуешься, хотя бы уроки с ребенком сделал. Тот, подходя к сыну, заглянув через плечо подсказывает: «Сыночек, крючочки нужно писать более изогнутыми», на что сын отвечает: «Папа, это не крючочки, а интегралы».

Согласна, у каждого из учителей, особенно во время таких реформ, свободного времени не остается. Согласна, законы читать сложно, а разбираться в их сути еще сложнее. Конечно, можно по-прежнему не обращать на это внимание — надеясь, что в конце-концов все как-то само собой уладится и вернется в привычную Вам форму.  Но сейчас это вряд ли возможно. И, если сегодня этого не делать, то в какой-то момент, проснувшись рано утром, можно с удивлением обнаружить, что все привычные и понятные нам «крючочки» вокруг давно стали интегралами…

Категория: Образование | Добавил: dovod9 (31.08.2011)
Просмотров: 924 | Теги: ЦО 1409, образование, законы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта




Форма входа
Поиск
Наш опрос
Какую книгу Вы читаете сейчас?
Всего ответов: 588
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0