Среда, 14.11.2018, 08:30
Приветствую Вас, Незнакомец | RSS




О литературе и не только...

Статьи, материалы (* - авторский материал)

Главная » Статьи » После уроков... > наше творчество » Моё творчество

* О.В. Дрябина "Сто к одному: ситуация неурочная"

Дрябина Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО №1409, САО,

участник городского этапа конкурса

«Педагог года Москвы – 2012»

«Сто к одному»: ситуация неурочная

Журналистика — моя первая профессия. Не только «по диплому», но и по трудовой деятельности. О чем мечтают те, кто стремится войти в ряды «четвертой власти»? Правильно: оказаться поближе к тому, что они с удовольствием воспринимают, будучи зрителями, слушателями или читателями. Сколько при этом горьких разочарований ожидает начинающего журналиста — вчерашнего восторженного зрителя! Не минуло это и меня. Оказавшись «по ту сторону» экрана, микрофона или газетно-журнальной полосы, видишь всё совершенно иначе. В некоторых случаях настолько, что теперь часть передач вообще смотреть или слушать не могу — настолько реальная ситуация записи отличается от результата...

Когда мне как участнику городского этапа конкурса «Педагог года Москвы – 2012» модераторы — сотрудники Центра педагогического мастерства, — предложили войти в команду для участия в съемке одной из телепередач, первой реакцией было замешательство. Речь шла о программе, к которой я относилась с уважением: «Сто к одному»: телевизионное шоу, на котором нужно попытаться угадать мнение ста опрошенных соотечественников относительно каких-то несложных вопросов, при этом принести как можно больше баллов своей команде, обогнав соперников. Шоу относится к медийным долгожителям — 18-ый год в эфире! Не могу себя назвать его постоянным зрителем, но, когда, переключая каналы, на него попадаю, не без интереса пробую посоревноваться с участниками — а как бы ответила я?..

Замешательство мое легко объяснялось — не хотелось разочароваться. Впрочем, оно было недолгим: природное любопытство много сильнее профессиональной осторожности. Подумалось: ну, в крайнем случае, на одну передачу, которую я не смотрю, станет больше… Как же я ошиблась! В процессе съемки это вспоминалось не раз…

 Наша газета уже неоднократно отмечала, насколько значительно изменился престижный городской профессиональный педагогический конкурс. В этом году несколько отдельных конкурсов объединены в рамках общего: вместо отдельных восьми состязаний («Учитель года Москвы», «Педагогический дебют», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-внешкольник Москвы», «Педагог-психолог Москвы», «Самый классный классный», «Сердце, отданное детям», «Молодой преподаватель вуза» ) проводится один: «Педагог года Москвы — 2012» (в него бывшие конкурсы вошли на правах номинаций). Видоизменился статус соревнования — теперь это еще и конкурс общественного признания.

Однако дело не только в названии, важнее, разумеется, содержание. Все те новшества, которые введены оргкомитетом, прямо или косвенно направлены в немалой степени и на изменения общественного статуса учителя в современном обществе, и на формирование образа педагога, и на увеличение публичности лучших представителей профессии. В этой связи участие в съемках популярной телепрограммы оказалось удивительной возможностью показать московских учителей в не совсем привычной, но интересной обстановке.

 Смущение сменилось привычным предощущением телевизионных съемок: восторг и волнение. При этом возникала только одна проблема. Формат передачи я помнила хорошо — при всей легкости вопросов (не в «Что? Где? Когда?» же приглашают!), решающую роль играет сыгранность команды. Могли ли мы быть командой на тот момент? Друг с другом очень мало знакомы — в округах испытания каждая номинация проводила отдельно. А учителя — люди основательные, как же идти на такую съемку хотя бы немного не подготовившись?.. Но в Центре педмастерства тут же приняли решение (как позже выяснилось, единственно верное!) — соберемся за несколько дней до съемки.

Запись передачи назначена на субботу, предварительное совещание — на четверг. За несколько часов предстояло сделать немало: познакомиться друг с другом, разделиться на команды, выбрать названия и капитанов, определиться с общей тактикой игры. По условиям шоу нужно сформировать две команды. Чтобы представить различные категории участников, организаторами было решено выбрать от каждой номинации конкурса по 1-2 человека.

 В рамках городского этапа педагогического конкурса своеобразной традицией являются выездные семинары. Как правило, именно там не только проходила подготовка к конкурсу, проводились отдельные этапы состязаний, но и, что не менее важно, формировалось то самое единое сообщество. 2012 год и в этом отношении был, что называется, инновационным — на три дня в подмосковный детский оздоровительно-образовательный центр с символичным названием «Команда» съехались конкурсанты всех номинаций (подробнее об этом читайте в предыдущих номерах газеты).

 На выездном семинаре участников конкурса приходилось слышать и такие мнения: может быть, мы зря собрались вместе с другими номинациями, ведь у каждого из нас испытания (тем более сроки) разные: ну что интересного могут почерпнуть из мастер-класса «Учителя года», например, воспитатели или психологи?.. Предварительное совещание для съемки телешоу «Сто к одному» для меня стало невольным ответом на этот вопрос. Когда в четверг для дружеского чаепития в гостеприимный Центр педагогического мастерства стали к назначенному времени съезжаться участники команд, мудрость организаторов общего выездного совещания оказалась очевидной: буквально всех так или иначе я уже знала, встречались как хорошие знакомые.

Повод для сбора прекрасный, но, это все-таки работа. В режиме нон-стоп подробнее рассказали о себе: в самом начале передачи нужно представить всех участников команды — рассказать о них что-то интересное и запоминающееся... Знаете, иногда для педагога самым сложным оказывается именно это: суметь кратко, грамотно и содержательно рассказать о себе. Стесняемся мы что ли… Вот об успехах учеников, о своем предмете, о новой педагогической идее — сколько угодно, в любом формате. А когда о себе, вроде как неловкость появляется. Официальные данные: фамилия, имя, школа, предмет, а дальше пауза… «Ну ничего кроме имени о себе написать не могу!», — в сердцах призналась одна из участниц. Рассказать вслух оказалось проще. Вроде как просто говоришь о том, что тебя волнует, что любишь, а что нет, и все проясняется. По старой доброй журналистской привычке записываю то, что поразило или показалось интересным. Вольно или невольно завели разговор и об актуальных проблемах системы образования. Посмеялись, дескать, будто и не уезжали с семинара. Если б не наши модераторы, так и сидели бы, поди, до сего дня, спорили.

С информацией друг о друге определись. Решились и с принципом деления — по гендерному принципу: вроде как педагогическое большинство (барышни), против педагогического меньшинства (мужчин). Выбрали, в процессе обсуждения, и капитанов: того, кто был увереннее в высказываниях (это по поводу заведующего сектором Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества Ивана Дементьева, возглавившего нашу мужественную команду) и того, кто внимательно всех слушал и записывал (это по поводу Вашей покорной слуги).

Команды должны иметь название. Не думали, что это окажется столь серьезной проблемой. Каких только вариантов не возникало! «Мужской род», «Мужской взгляд», «Самоцветы» — это для мужчин. «Девчата», «Педагогическая кухня», «Премудрые» — это для женской команды. К названию подошли очень придирчиво: с одной стороны, ни на секунду не упускали из вида, что профессия всегда обязывает (телеканал «Россия-1», который транслирует передачу, смотрят и ученики, и их родители, и коллеги…). С другой, уже в процессе обсуждения от души захотелось по-настоящему поиграть. Ну а с третьей, по названию любому зрителю должно было быть ясно, кто входит в команду. Глубоким вечером разъезжались из Центра педагогического мастерства по домам две команды «Белые вороны» (мужчины, которых в нашей профессии, к сожалению, пока мало) и «Классные дамы» (во всех значениях — и в традиционном —  воспитательница в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи, и во вполне современном и понятном нашем ученикам).

Какой оказалась игра? Стремительной. Совершенно непредсказуемой. Энергичной. И очень честной. Много раз вспоминала о своем первоначальном опасении во время съемок. Нет, не разочаровалась. Пожалуй, программа стала немного ближе. Теперь уже взираешь на те же самые декорации через экран совершенно иначе: вот здесь выходили на съемочную площадку, здесь невольно уступили ход соперникам, здесь на диванчике уютно дремала местная кошка. Все было как-то по-домашнему. Чувствовали мы себя при этом настоящими звездами эфира — Центр педагогического мастерства и коллеги по команде позаботились о том, чтобы с нами были сразу два профессиональных фотографа, которые незаметно для нас снимали все, что происходило и во время подготовки к съемке, и после нее. Запрет существует лишь на съемку во время записи передачи. Профессиональные визажисты за считанные минуты делают всех фотогеничными («Такая уж у нас профессия», — скромно пожимают плечиками девушки, когда слышат заслуженные похвалы). Воодушевление легко передалось и зрителям — нашим друзьям, знакомым, ученикам, и модераторам конкурса, которые пришли нас поддержать.

Конечно, впереди еще монтаж — пожалуй, самый важный этап подготовки передачи. Что в итоге получится в эфире, мы и сами точно сказать не можем — запись ведется без перерыва около часа, в итоге останется не более двух третей. Но забавных и интригующих моментов было достаточно для того, чтобы и будущие зрители смогли ощутить наше искренне удовольствие от игры.

На следующий же за днем съемок рабочий день коллеги и ученики стали спрашивать, кто же в итоге победил?.. Им не сказала. Не скажу и вам. Следите за эфиром!.. Многое из того, что было на передаче, не могу рассказать до выхода в эфир, но после него, поделюсь.

Предлагаю вам уже сейчас познакомиться с участниками телепередачи — все они этого достойны: профессионалы, вошедшие в число лучших в конкурсе «Педагог года Москвы – 2012», и поразительно интересные люди.

  

Команда «Белые вороны»

 

Иван Дементьев, ЮЗАО, участник номинации «Педагог дополнительного образования Москвы», доцент, заместитель декана. Считает, что голова его в университете, а сердце – в школе. Любимой оценкой в самом начале педагогической деятельности была «5». За первый свой урок потерял 2 кг, поскольку ко всему привык относиться ответственно и профессионально.

 Александр Епифанов, СЗАО, участник номинации «Педагог дополнительного образования Москвы», отец 3-их детей, искренне болеет за состояние образования. Главным для себя считает работу с детьми. В конкурс попал для того, чтобы найти наиболее оптимальные пути улучшения российского образования.

 Алексей Комаров, ЗАО, участник номинации «Учитель года Москвы-2012». В школе работает с 17 лет. Дизайнер, модельер, преподает весь цикл дисциплин, связанных с технологией и мальчикам, и девочкам. Работу выбирал по эстетическому принципу. Основой всего считает креативную технологию, благодаря которой, если делать все по схеме и существующим правилам, непременно получится достойный результат.

 Дмитрий Ситкин, ЮВАУ, географ, участник номинации «Самый классный классный». Считает, что помимо предметной области в учениках нужно воспитывать семейные ценности. Свою педагогическую концепцию реализует в собственном классе, который живет как единая семья. Основные увлечения – путешествия, походы, спортивные состязания – в равной степени: как у экрана в качестве болельщика, так и игрока на поле. Второе серьезное увлечение – кино, особенно  романтическое.

 Степичев Петр Анатольевич,  участник номинации «Молодой преподаватель вуза», кандидат педагогических наук, преподаватель английского языка МГПИ и УНИК. В профессии руководствуется утверждением Анатоля Франса: "Чтобы успешно переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом". На своих занятиях и в пособиях старается повысить "аппетитность" материала, опираться на интерес учеников. Разработал и опубликовал методику обучения словам с помощью настольных игр с карточками, подал заявку на патент. В конкурсе участвует, чтобы познакомить коллег и общественность со своими методиками.

 

Команда «Классные дамы»

 

Оксана Дрябина, САО, участница номинации  «Учитель года Москвы-2012», учитель литературы, профессиональный журналист, литературовед, готовит к защите кандидатскую диссертацию: занимается фантастической литературой. Живет в писательской семье и член Союза писателей России, секретарь международной научной организации фантастоведов. В школу перешла работать из МГУ для того, чтобы понять, как можно помочь школьникам подготовиться к вузовской и дальнейшей взрослой жизни. Убеждена, что творить может каждый, главное – заинтересовать и разъяснить основные принципы.

 Марина Теркулова, СВАО, участница номинации  «Учитель года Москвы-2012», преподаёт русский язык и литературу. Считает, что учитель обязан быть, прежде всего, энергичным, создавать в школе позитивное отношение ко всему. Активно реализует это в жизни: занимается танцами, учит этому всех своих школьников. С юных лет комсомолка с активной жизненной позицией, Делегат XIX Съезда ВЛКСМ. Увлеченный пушкинист. В доме живут два кота ученых – белый и черный. Любит контрасты. Воплощая детскую мечту, закончила курсы режиссуры, что помогает в постановке школьных спектаклей.

 Оксана Ганабова, координатор конкурса «Педагог года Москвы-2012» центра педагогического мастерства, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2005». Уверена, что образование –  то, что создаёт гармоничный внутренний образ, а учитель обязан быть образцом и демиургом: видеть  целое и осознавать перспективы создаваемой им личности.  Получает удовольствие от  обмена мыслями, эмоциями и  творческими идеями. Придерживается жизненного правила: «Изменяя себя, не изменяй себе».

 Ольга Фишер, ЗАО, участница номинации  «Воспитатель года Москвы- 2012» – пела в хоре, в ансамбле им. Локтева, с песней идёт и по жизни, что создаёт уютную атмосферу для общения. Помогает в этом то, что Ольга закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Очень любит активный отдых с семьей на природе. Приучает к этому своих юных воспитанников – преподает физкультуру в детском саду. Воспитывает культуру здоровья с раннего возраста.

 Наталья Журавлева, ЮАО, участница номинации  «Сердце, отданное детям», учитель русского языка и литературы, считает, что нет неталантливых детей и нет предела совершенству, стремится во всём добиться успеха, любит путешествовать, мечтает совершить путешествие вокруг земли. Девиз: «Увлекаясь - увлекай, удивляясь – удивляй!» Увлекается созданием и раскруткой сайтов.

 

Категория: Моё творчество | Добавил: dovod9 (21.03.2012)
Просмотров: 1661 | Теги: О.В.Дрябина, Педагог года Москвы-2012 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта




Форма входа
Поиск
Наш опрос
Какую книгу Вы читаете сейчас?
Всего ответов: 588
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0